Педро Берругете Циферблат Я присел отдохнуть в кругу времени. Какое тихое место! В белом кольце покой белый, и летят звезды, и плывут черные цифры, все двенадцать.
Голос часов С высокой башни колокольной, Призывный заменяя звон, Часы поют над жизнью дольной, Следя движение времен.
Но днем в бреду многоголосном Не слышен звонкий их напев, Над гулким грохотом колесным, Над криком рынка, смехом дев.
Когда ж устанет день, и ляжет Ночная тень во всех углах, И шуму замолчать прикажет И переменит жизнь в огнях,
Мы все, покорствуя невольно, В пространном царстве вещих снов, С высокой башни колокольной Внимаем голосу часов.
Густеют и редеют тени. А торжествующая медь Зовет и нас в чреде мгновений Мелькнуть, побыть и умереть.
1902
Чарлз Лютвидж Доджсон: “Если бы вы знали Время так же хорошо, как я... |
ИТАК, В ТЕБЕ, ДУША МОЯ, Августин Аврелий ЭТЮДЫ
О ВРЕМЕНИ 2. Мы сознаем, что не могли б вместить То прошлое в границы нашей жизни, И нам оно почти что так же чуждо, Как нашему соседу по квартире... А. Ахматова. Произошло это злым ноябрьским вечером. Сын вернулся с лекций и уже спал. За окном валил первый снег. На кухне тихо пищало радио. Наталья Петровна сидела в другом конце комнаты, измученная длинной — в тысячи непролазных верст — ссорой. В квартире было темно, но ни она, ни Егоров не решались нарушить неожиданно установившегося не то напряженного, не то умиротворяющего наконец молчания. Они не решались даже пошевелиться — Наталья Петровна в кресле, Андрей Семенович у окна, за которым сквозь сизый морок летели светлые хлопья. И было слышно — как по мембране — шуршание снега, ложащегося на опавшие листья. В сущности и ссора была не ссорой, потому что ничего не было сказано. Так, словесная перепалка, возникшая бог знает из-за чего. “Сколько раз за свою жизнь, — философски рассуждал про себя Андрей Семенович, — мы становимся невольными участниками подобных опустошающих сцен. Каждый стремится бросать слова пообиднее, но ничего в конечном счете не случается, потому что самые обидные слова остаются при нас”. “Инстинкт самосохранения, — мысленно вторила ему Наталья Петровна. — С годами в нас развивается и очень вовремя срабатывает инстинкт самосохранения, так что многое, к счастью, остается несказанным”. Может, не очень правильно они думали, а может, совсем не о том думать следовало... Автор в этом им не судья. Однако некоторые вещи автору известны наперед. Наталья Петровна по-прежнему будет сидеть в кресле и для нее пройдет не больше незримого мгновения. Что же касается Андрея Семеновича, то его захлестнет история — своя ли? чужая ли? — закрутит в водовороте времен, стремительно пронесет по эпохам и векам и выплеснет все в той же минуте. И не спрашивайте: как и почему? Время, живущее в каждом из нас, способно и почище выделывать фортели. Андрей Семенович стоит у незашторенного окна. И вот сейчас это случится. *** Мир распахивается и принимает его. Мир пульсирует — как сердце. Мгновение между двумя секундами растягивается, в годы — в столетие — в триста — восемьдесят — четыре — г-о-д-а. Рим, площадь Цветов 17 февраля. На митре и санбенито, которые натянули на него, уже лизались языки пламени, намалеванные яркой краской, и плясали черти с длинными когтями и хвостами. Его ввели на помост — отсюда он был всем виден, — и он, щурясь на солнце, окинул Кампо-ди-Фиоре. Толпа внизу бесновалась, предвкушая зрелище. Страшные неумытые лица, заплывшие глазки, лоснящиеся жиром волосы, похотливые позы, глумливые выкрики, шутовство и вместе с тем тупое безразличие к тому, что свершится несколькими минутами позже. Странным было заметить себя среди них, но он узнал знакомую по отражению в зеркале долговязую фигуру... "Ничего, — сказал он себе, — ничего, они поймут потом, сейчас для них еще рано. А сжечь — не значит доказать". А ведь это и их сжигают, — с болью подумал он вдруг. Привязали к столбу. Митра свалилась с головы, но ее не стали поднимать. Черный дым заслонил от него площадь и небо, горький дым сырых вязанок. Сквозь густые клубы все же пробилось солнце — тусклое дрожащее пятно. Порывом пламени ему опалило лицо, но боли он не почувствовал — где-то совсем рядом, столетие назад, он писал Мону Лизу и радовался изумительному ощущению своего могущества перед миром. Оказывается, в его власти вложить душу, наделить тайной и эту девку, подобранную им, как кошку, на улице. Нет, не творец! Он, почтенный старец, флорентийский нобили, сдавшийся, потерявший веру, предстает перед судилищем. Все кончено, хоть где-то в уголке сознания и теплится еще надежда. — Я... склоняю свои колени перед достопочтенными генерал-инквизиторами, прикасаюсь к святому Евангелию и заявляю, что верю и буду верить всему тому, что признает истинным и чему учит церковь. Мне запрещено было святой инквизицией верить или учить ложному учению о движении Земли и покое Солнца, потому что оно противоречит священному писанию. Несмотря на это, я написал и даже издал книгу, в которой я излагаю это проклятое учение и привожу сильные доводы в его пользу. Потому меня заподозрили в ереси. Дабы рассеять у каждого христианина-католика это справедливое подозрение, я отрекаюсь и проклинаю упомянутое заблуждение и ереси, а также вообще всякое другое заблуждение и мнение, идущие вразрез с учением церкви. В то же время я клянусь в будущем никогда не высказывать ни устно, ни письменно чего-нибудь такого, что могло бы вызвать против меня подобное подозрение. И наоборот, я обязуюсь немедленно сообщить святому судилищу, если я где-нибудь встречу ересь или буду предполагать ее наличие... *** ... Все то же окно, и тот же снег, и та же комната. Какой век на дворе? Который день и час? “Кто ее разберет, — думает Андрей Семенович, — не со зла же она все эти гадости мне выложила. Да нет, не со зла...” — Ната, — прерывает он успокоительное молчание. — Ната, а знаешь, что мне сейчас привиделось? Не пойму только, к чему бы это. Вот послушай... |
ГЛАВНАЯ
СТРАНИЦА
Эпиграф
Карта сайта
Поэтическая
галерея Художественная
галерея Музыкальный альбом
Об
авторе Поэзия
обнаженного тела
Литература
на открытой местности Культура
— по средам Несколько
слов о запахах И
сносу сапогам не было Крючок–червячок
Об
искусстве одевания, или Об искусстве раздевания История
короткой любви Ностальгия
Good
luck, Mr. Polansky! Под
музыку Вивальди Вагенгезангер,
или Вагоновожатый Где-то
на тюменском Севере Мотоциклист
на анизотропном шоссе Итак,
в тебе, душа моя... Три
цвета времени У
женщин короткие ноги Тайные
страсти Лесной
житель Акт
творения И
по-прежнему лучами серебрит простор Луна... Пуля,
не попавшая в цель... Почитали
малость и будет с вас Послесловие,
сказанное чужими словами
С
любимой на краю света To
sleep. No more? Лузгают
бабы семечки... • Сын
родился Груз
200 Надпись на камне Времяпрепровождение,
или Нелинейная история на лоне природы Хочу на
Марс! Медицина
бессильна! Этюды
о времени Таукитяне
и все остальные Профессор
кислых щей, или Скородумки по-ковалевски Зеркало
для НЛО